- Гёте
- Иоганн Вольфганг (1749 — 1832), классик нем. литературы. Следуя моде, в годы обучения в Лейпциге писал анакреонтич. стихи и небольшие драмы, был знаком с идеями Винкельмана. В Страсбурге И. Гердер привлек его внимание к Гомеру и Софоклу. В драматич. фрагменте и оде (1793) Г. использовал античный материал легенды о Прометее, стремясь выразить борьбу индивидуума за свою свободу и право на развитие творч. личности. В «Ганимеде» как контраст в центр поставлена преданность властелину мира. В 1787 завершилась окончательная редакция «Ифигении». В то время как у Еврипида решение конфликта осуществлялось путем вмешательства богини, у Г. чисто человеч. черты одерживают победу над ненавистью и предрассудками. Во время поездки в Италию в 1786 — 1788 Г. занимался прежде всего произведениями античного искусства и архитектуры, что дало ему возможность сформулировать задачи искусства — познать и выразить необходимое, существенное, истинное в природе. В 1788 создаются «Римские элегии» в стихотворном размере и стиле, присущем античности. Оформившиеся под влиянием Винкельмана и путешествия в Италию взгляды Г. об искусстве изложены им в «Пропилеях» (1798 — 1800) и различных статьях: «Винкельман и его век» (1805), «О Лаокооне» (1794), «Античность и современность» (1818). В написанных в форме греч. идиллий «Алексисе и Доре» и «Германе и Доротее» (1798) Г. прославляет красоту здоровья и любви, которые создают внутр. и внешнюю гармонию. Эпос «Рейнеке-Лис» (1793) звучит в гомеровском гекзаметре. Во время второй поездки Г. в Италию (1796) создаются «Венецианские эпиграммы», которые по форме примыкают к Марциалу. Совместно с Ф. Шиллером Г. организует в 1797 в форме античного дистиха полный юмора и серьезности суд над совр. литературой в «Ксениях». Также в сотрудничестве с Шиллером в 1797 написаны несколько баллад на античном материале. Эпич. фрагмент «Ахилл» (1798) был попыткой подражания языку и стилю Гомера, тогда как в аллегории «Пандора» (1808) заметна внутр. собранность и сосредоточенность. Последнее обращение к античному миру имело место во II части «Фауста». В классич. Вальпургиевой ночи появляется пестрый рой греч. духов природы и богов, греч. философы дебатируют о миросозидающих первобытных силах, в то время как Фауст неустанно ищет Елену, образ античной идеи красоты. Во мн. поэмах и теоретич. сочинениях Г. на передний план выдвигается классич. представление о человечности, являющееся результатом изучения природы и приложенное к искусству античности. Это понятие ставит в центр человека как высшую ступень природы с особым акцентом на его отношение к обществу. Идеал жизни, когда природа находится в согласии с разумом, Г., как и другие нем. классики, видел осуществленным в античности.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.